воскресенье, 27 октября 2013 г.

Бабушка. Мамина мама

Моя бабушка, Матрёна Максимовна Удобнова (в девичестве Иванова) родилась 26 октября 1910 года.
Вчера была годовщина.
Мама с утра обнаружила, что зацвел дома "пасхальный кактус" (впервые он у нас зацвел не по весне!) и обрадовалась: подарочек на мамин день рождения!



Родилась бабушка в деревне Наквасино под Тверью в семье Максима и Марии Ивановых. Фотографий прадеда не сохранилось, а прабабушки Марии Андреевны есть одна - с младшим сыном Ильей и его женой.


Бабушка была в семье третьим ребенком из шести тех, кто, как моя мама говорит, "выжил".
Довелось маленькой Моте немножко поучиться в школе, в первом классе. Во второй уже не пошла - "отец чуни не сплел".
В восемь лет ее отдали в город в няньки - к племянникам, в семью прабабушкиной сестры Степаниды.
Как повзрослела, работала официанткой.
Фотографий молодой бабушки сохранилось совсем мало, но все же есть, хоть и плохонькие.





В городе она вышла замуж. Дед, Удобнов Иван Иванович, в 1942-м отказался от брони, ушел добровольцем на фронт и сгинул без вести подо Ржевом.



У них было двое детей: Валентина (моя мама) и Виктор.



Когда немцы вошли в Калинин (в октябре 1941 года), бабушка с детьми бежала из города в деревню, в родное Наквасино. В Наквасине прошло мамино раннее детство, и в школу она там пошла.
После войны вновь перебрались в город. Жили сначала на улице Скворцова-Степанова, потом на улице Красина, что на Волыни, а к концу 1950-х переехали в тот дом, где мы живем и сейчас.



Работала бабушка в какой-то артели - ткала половики на дому. А вообще она была "ягодницей". В сезон уезжала на болота за клюквой, зимой ею торговала - тем жили. Идти работать на производство она почему-то не хотела. Впрочем, и прабабушка Марья тоже ведь не вступила в колхоз и оставалась "единоличиницей"...
Когда стал приближаться пенсионный возраст, чтобы заработать стаж, бабушка устроилась кондуктором.
Я помню ее со своих лет трех. Мне она, конечно же, казалась именно старенькой бабушкой, хотя прикинуть - было ей тогда немногим более того, что мне сейчас) Она приходила к нам в гости непременно с гостинцами! И всегда говорила: "Это тебе лисичка передала".)
На этой фотографии, думаю, бабушке уже к шестидесяти.



А вот она почти совсем старенькая. Кажется, это последняя ее фотография.



Виновата я перед своей бабушкой... Последние несколько лет жизни она потеряла память, чудила... Для нас это было тяжело, и не всегда хватало терпения...
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Матроны!

Заглядывайте ко мне в ЖЖ: http://bilitisplus.livejournal.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий